Профессор Борис Петрович Шах начал работать в Западно-Казахстанском сельскохозяйственном институте с 1975 года, когда я был студентом 4 курса зооинженерного факультета. В 1977 году я по распределению был оставлен на работу в институте научным сотрудником.
Уральск в эти годы заметно преобразился. сооружены железнодорожный, автобусный и аэровокзалы, крупные коммунальные объекты. Проложена магистральная обходная дорога в качестве защитной дамбы от затопления города при наводнениях. За это время было построено жилых домов общей площадью 3094 тысячи квадратных метров или в год сдавалась примерно 287 тысяча квадратных метров жилья. За выдающиеся успехи в выполнении планов хозяйственного и культурного строительства 16 июня 1981 года Уральск был удостоен Почетного Диплома, его имя было внесено в Золотую Книгу Почета Казахской ССР.
Работа Бориса Петровича в институте совпала со временем становления вуза. В период его работы началось строительство настоящего учебного кампуса. До начала 70-х годов сельскохозяйственный институт представлял собой унылое зрелище. Институт базировался в отдельных приспособленных помещениях в городе. Разбросанность, нехватка оборудования, отсутствие комфортабельных студенческих общежитий- не могли не сказываться на управляемости учебного заведения, на обеспечение жизнедеятельности вуза.
В строительстве учебного комплекса мы увидели организаторские и деловые качества Бориса Петровича. Он работал на перспективу, никогда не зацикливаясь на мелочах. Вся ответственность строительства комплекса ложилась на плечи ректора. Борис Петрович доверял проректорам, деканам факультетов, руководителям подразделений и каждые на своем участке выполняли свою работу.
Территория нынешнего учебного комплекса занимала площадь 93 гектара земли, была отдалена от города. Студенты и преподаватели добирались с города на автобусах, которые плохо и не регулярно ходили. Все это вызывало трудности в организации учебного процесса. Но надо отдать должное, поставленные ректором перед руководителями подразделений и коллективом задачи, несмотря на большие сложности с честью выполнялись.
В этот период совершенствуется и укрепляется материально-техническая база СХИ. На окраине города началось сначала проектирование, а затем и строительство целого научно- производственного комплекса.
Факультет механизации сельского хозяйства стал одним из первых, кто начал обживать помещения стремительно устремленной в поднебесье новостройки. Вся ответственность ложилась на первого руководителя. Переезд факультета на новое место, тем более в середине учебного процесса был сопряжен большими трудностями, т.к необходимо было все учебное оборудование (станки, машины и т.д.) демонтировать, устанавливать заново. Все это проводилось усилиями преподавателей, лаборантов или студентов факультета. Не хватало лабораторий, пришлось на Меловых горках в учебном хозяйстве «Фрузенское» организовать лабораторию по ремонту сельхозмашин.
Борис Петрович нередко поднимал проблемы, предлагая собственное видение их решения. Масштабность, креативность и инновационость были основаны именно на его самостоятельности. У него был какой-то необъяснимый внутренний импульс, который толкал к действию, к решению масштабных проблем.
Борис Петрович Шах — личность неординарное. Его жизнь как первого руководителя Вуза, научно-педагогическое творчество, общественная деятельность исполнены высокого смысла и глубочайшего духовного содержания.
Большую роль в социально-экономическом развитии Приуралья и строительстве нашего тогдашнего сельскохозяйственного института сыграл Мустахим Белялович Иксанов, возглавлявший область почти одиннадцать лет, с 1975 по 1986 годы.
Как и многие периферийные вузы наш институт страдал от недостатка остепененных преподавателей. Он никогда не отказывал молодым преподавателям, которые хотели учиться в целевых аспирантурах. В конце 70-х Борис Петрович собрал более 40 молодых преподавателей и направил обучаться в аспирантуры ведущих научных учреждений СССР. В том числе был и я. Успешно закончил кандидатскую, в 1994 году докторскую диссертацию. Благодаря этому я стал тем, кем являюсь доктором сельскохозяйственных наук, профессором и 17 лет работал в родном институте, позже в аграрном университете проректором по научной работе и международным связям. И это было все благодаря доверию и наставлению Бориса Петровича.
Борис Петрович особое внимание уделял набору студентов. Известно, что в это время принцип комплектования студенческого контингента отличался от нынешнего. В конце вступительных экзаменов приемная комиссия во главе с ректором института проводила зачисление. Проректор по учебной работе докладывал о зачислении по каждому абитуриенту, которые после обсуждения принимались членами комиссии.
Большое внимание Борис Петрович уделял техническому оснащению кафедр вуза. При его непосредственном участии учебные и испытательные лаборатории были полностью оснащены современными по тем временам стендами, действующими моделями тракторов и других сельскохозяйственных машин.
Много сил и энергии вложил в развитие учебно-опытного хозяйства института «Фрунзенское». В 1980 году оснастил институт венгерской научно-исследовательской лабораторией и эта лаборатория была современной по тем временам.
Особое внимание он уделял вопросам жизнеобеспечения и коммунального обслуживания учебного городка как единого целого.
Несмотря на свою занятость, Борис Петрович часто выезжал в хозяйства области, и мне не раз приходилось с ним выезжать.
Ученые института совместно с учеными КазНИТИ овцеводства вели научно-исследовательскую, селекционно- племенную работу по созданию в Западно-Казахстанской области новой породы мясо-шерстных овец с кроссбредной шерстью. Я работал в творческой группе по созданию массива овец. И здесь, я всегда ощущал поддержку ректора.
В 1981 году Борис Петрович Шах представлял комиссии МСХ СССР, возглавляемый главным овцеводом СССР Иваном Тимофеевичем Котляровым, труд ученых двух научных учреждений Каз. НИТИО и Зап.Каз.СХИ — акжаикских мясо-шерстных овец, которая в последующем была утверждена как новая полутонкорунная порода овец.
Борис Петрович принадлежит к поколению тех, кто будучи молодыми, сформировали свое «я» в 50-60-е годы ХХ столетия. Пятидесятники… В том плавильном котле хрущевской оттепели наряду с ним формировалась элита национальной интеллигенции, которая позднее будет определять лицо высшей школы Казахстана. Атмосфера тех лет, в которой они оказались, создавала их, а они в свою очередь, создавали благоприятную среду для личностей масштабно мыслящих. Борис Петрович встречаясь с молодежью всегда мечтал в глобальных масштабах : трудиться- так много, достигать –так всего. Так они, пятидесятники, были устроены.
Есть замечательная казахская пословица «Бала адам болып тегінен емес, ортадан калыптасады». Человека, действительно в большой степени, чем доставшиеся по наследству гены, формирует среда, которая и выплавляет из него личность. Среду отцовского дома, среду незаурядных учителей и друзей-единомышленников можно назвать истоками такой самобытной и уникальной личности, как Борис Петрович.
Удивительна человеческая память. Кто остается в ней метеоритом, недолгой вспышкой, а кто величиной постоянной, путеводной звездой. Встреча с таким человеком- радость в сердце, его образ- ориентир. Новое всегда пробивается с трудом. И невзрачная городская окраина на глазах преображалась. Студенческому городку быть. И вот взметнулись в небо новые учебные корпуса, студенческие общежития, вырос на пустыре целый комплекс на моих глазах.
Учиться было интересно. Молодежь стремилась получить высшее образование, свершить открытия в науке, технике. Первые студенческие строительные отряды, поездки в отдаленные аулы и села, расцвет художественной самодеятельности, студенческие театры, спортивные состязания, музыкальные будни- все звучало в общем ритме страны. Ключом была научная жизнь. Знакомство с интересными людьми, корифеями науки не прошли бесследно для меня -молодого в то время ученого.
Борис Петрович читал лекции на агрономическом факультете. И со слов студентов агрофака тех лет – это блестящее преподавание. Он совмещал работу первого руководителя с работой над научными трудами, это был гармоничный симбиоз. Действительно, ученого судят по трудам, учителя- по ученикам, организатора- по делам.
Борис Петрович проработал в нашем институте 10 лет. И сколько я знаю Б.П.Шах никогда не командовал, не администрировал, не злоупотреблял своей властью. Напротив, все вопросы, какой бы важности и сложности они не были, старался решать вместе со специалистами, коллегами, активом. Даже тогда, когда вопрос для него был ясен, и он знал, как нужно поступить, ректор непременно собирал людей и советовался с ними. И это заставляло, профессорско- преподавательский состав и студентов думать, развивать инициативу, повышать чувство ответственности за порученное дело.
С происшествием времени, оцениваешь, делаешь анализ и по новому смотришь на прошедшее. Не знаю случая проявления Борисом Петровичем растерянности, даже в труднейших, сложенных ситуациях.
За десять лет работы ректором нашего института, ныне Западно- Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана Борисом Петровичем было сделано многое. Что сегодня вуз имеет и дальше развивается это, безусловно, заслуга Бориса Петровича на посту ректора. И сегодня, я и коллеги, которые знают Бориса Петровича с теплотой воспоминаний его как ректора, специалиста, гражданина.
Новатор по натуре и складу характера, не любивший отставать от жизни и заглядывающий далеко вперед каким мы знаем Бориса Петровича.
Светлая память ему, а нашему университету в год 60-летия расти и развиваться!
Балуаш ТРАИСОВ,
доктор сельскохозяйственных наук,
профессор, академик КазНАЕН, Каз АСХН