Любое маркетинговое исследование подразумевает сбор и обработку информации, которая нужна для решения определенной проблемы или получения инсайтов. В некоторых случаях достаточно произвести изучение лишь вторичной информации, которая уже существует (опубликована в различных источниках – статьи, отчеты, интернет-ресурсы, сайты конкурентов, отзывы). В данном случае говорят о кабинетном исследовании. А вот изучение первичной информации относится к полевому методу (когда вам необходимо выйти из-за стола и самому провести опрос вашей потенциальной аудитории). Очень часто, в зависимости от поставленных задач, применяют комбинации кабинетных и полевых маркетинговых исследований.
При подготовке бизнес-презентаций стартапы сталкиваются с необходимостью расчетов таких загадочных показателей, как TAM, SAM, SOM. Они дают нам понять объем рынка сбыта продукта. Инвестору важно какой рынок будет захватывать стартап, как он на него смотрит и считает. Часто так бывает, что основатели, не имея выручки, хотят показать: смотрите, зато у нас рынок большущий, что-нибудь да точно заработаем. И рисуют какие-то невероятные суммы в сотни миллиардов долларов. Однако понимание объема своего рынка также важно и для основателей. Как же понять, какой рынок будет занимать проект, как его лучше посчитать?
Именно на эти вопросы получили ответы наши участники бизнес-инкубатора, ознакомившись с методиками расчета показателей TAM, SAM, SOM.
- TAM (Total Addressable Market) — общий объём целевого рынка;
- SAM (Serviceable Addressable Market) — доступный объём рынка;
- SOM (Serviceable & Obtainable Market) — реально достижимый объём рынка.
Расчет этих показателей позволил участникам инкубатора оценить объём рынка, понять перспективы роста — и то, стоит ли вкладывать деньги в проект. Расчёты по этой методике они смогут представить инвестору, прежде чем обсуждать вложения в стартап.
Комплекс маркетинга является основной частью построения любого бренда и представляет собой «чек-лист» для успешного развития продукта компании на рынке.
В ходе проведенного мастер-класса «Инструменты маркетинга» участники программы бизнес-инкубирования, работая в группах, ознакомились с методами маркетингового анализа «Модель 4 P», метода SWOT –анализа. Одна из теорий планирования в маркетинге носит название «Модель «4P» – это аббревиатура, содержащая в себе четыре основных элемента маркетинга: product (продукт), price (цена), place (распределение), promotion (продвижение).
Участники инкубационной программы разработали модель маркетинга «4Р» для продукта/услуги своего инновационного проекта. На основе данных своих исследований разработали элементы Product, Price, Place, Promotion по своим бизнес-проектам.