Business Model Canvas — один из самых популярных инструментов для анализа нового или действующего бизнеса. С помощью этого фреймворка можно обновить или даже полностью построить свой бизнес. И как это работает, подробно разбирались участники бизнес-инкубационной программы.
В ходе обучения были рассмотрены следующие важные вопросы:
– что такое Business Model Canvas;
– чем методика поможет стартапу;
– как составить сильное предложение для клиентов с помощью Value Proposition Canvas;
– топ лучших ценностных предложений;
– можно ли выбирать бизнес-модель из существующих;
– как оценивать бизнес-модель?
– как сделать бизнес-модель инновационной?
– Lean Canvas и другие методики.
Business Model Canvas считается одним из базовых методов для того, чтобы построить бизнес-модель. Он не единственный: за последние 20–30 лет число таких инструментов кратно возросло. Однако Business Model Canvas остаётся одним из самых популярных, поскольку эта модель очень наглядна (все взаимосвязанные бизнес-процессы описаны на одном листе).
Модель создана около десяти лет назад швейцарским теоретиком бизнеса Александром Остервальдером и профессором из США Ивом Пинье. Они описали эту методику в книге «Построение бизнес-моделей».
Многие гиганты — это инновационные бизнес-модели, а не превосходный продукт. Например:
– Amazon стал крупнейшим интернет-магазином в мире, не имея ни одного традиционного магазина.
– Apple является крупнейшим продавцом музыки, хотя не владеет ни одной студией и не продаёт компакт-диски.
– Skype долгое время был крупнейшим телекоммуникационным провайдером в мире, хотя не имеет собственной сетевой инфраструктуры.
– Netflix вдохнул новую жизнь в видеопрокат, не имея ни одного физического пункта проката.
– Starbucks — крупнейшая в мире сеть кофеен, продающая обычный кофе по премиум-ценам.
Сначала, на старте проекта, нужно обновить продукт. Следующий шаг — обновление процессов. Но потом необходимо обновить бизнес-модель.
Построение бизнес-модели, по мнению бизнес-трекера, эксперта по коммерциализации технологий Гульшат Айешевой, позволило участникам команд инновационных проектов и стартап увидеть свой бизнес целиком, посмотреть, как связаны между собой разные его элементы и поможет реализовать неочевидные возможности их продукта или технологии!