Мои воспоминания о педагогах
(Сквозь призму времени, благодарность педагогам)
«Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, позаметней,
Чтоб твое осталось дело,
Словно дуб тысячелетний»
(Муса Джалиль)
Правда, говорят, что у каждого своя истина и именно поэтому повествование о педагогах, о которых здесь пойдет речь, воспоминания о них, сопровождаемые мыслями о вечном, представляют собой уникальную возможность заглянуть во внутренний мир человека и вернуться мысленно в прошлое, чтобы отдать дань своим наставникам.
К сожалению, в этой жизни остается все меньше тех, благодаря кому мы сегодня можем радоваться жизни, работать, передавать следующему поколению те знания, которые нам дали в свое время наши учителя. Как неудержимо быстро летит время, кажется, совсем недавно на календаре был 1971 год, но все это ушло в историю, и мы уже двадцать третий год живем в новом тысячелетии.
Вернемся в прошлое столетие, в 1971 год, когда мы пришли на подготовительное отделение зоотехнического факультета Западно-Казахстанского сельскохозяйственного института. Мальчишки обычно мечтают стать военными, сыщиками, геологами, но мы, сельские парни и девушки, родившиеся в отдаленных поселках тогдашнего СССР, кто после окончания школы, большинство после службы в армии, имея за плечами трудовой стаж на производстве, выбрали аграрную специальность. Видимо, любовь к природе, «матушке земле», заложенная с рождения, детства, и привела нас на зоотехнический факультет Западно-Казахстанского сельскохозяйственного института, где нас формировали как гражданина, специалиста, ученого и практика аграрно-промышленного сектора.
Интересная жизнь у нас, у поколения конца сороковых и начала пятидесятых годов, родившихся при социалистическом строе СССР. К сельскому труду приобщились мы с детства. После окончания школы, тех, кто не смог поступить в институт, не спрашивая, по достижению призывного возраста, сразу же призывали в армию, поэтому многие студенты в те времена поступали учиться в институт уже с определенным стажем работы на производстве и после службы в армии. Для ребят, кто до поступления в институт прошли армейскую службу, кто 2 года, а кто 3 года на флоте, годы службы не прошли даром, дали физическую закалку, закалку характера, оставили на долгие годы воспоминания о командирах, однополчанах, и мы всегда с теплотой вспоминаем свою юность в шинели.
…Ты, мой полк, продолжаешь свой путь,
я душою с тобою повсюду,
ты меня вдалеке, вдалеке не забудь
мы тебя никогда не забудем…
Уходили в армию с песней и с песней демобилизовались. Приехав на гражданку, мы выбрали мирную аграрную специальность зоотехника.
Для поступления в институт нужна была соответствующая подготовка, и многие из наших выпускников, в том числе и я, уже осенью 1971 года поступили для обучения на подготовительное отделение института в биологическую группу, а этому нам помогли направления с воинских частей, колхозов и совхозов. Здесь в институте нас встретил декан подготовительного отделения фронтовик, офицер запаса Пигарев Алексей Родионович. Мы всегда с теплотой вспоминаем первых своих наставников в институте после армейских дорог: Пигарева Алексея Родионовича, Борисову Зинаиду Алексеевну, Утегенова Акмурзу Утененовича, Давлетьярова Шангерея Хамитовича, Родину Милицу Вячеславовну, Камешева Газиза и многих других.
По результатам выпускных экзаменов нас, выпускников подкурса, зачислили в 1972 году на первый курс зоотехнического факультета, и вместе с нами были зачислены те, кто успешно сдали вступительные экзамены летом 1972 года. Так началась студенческая жизнь, продолжавшаяся до лета 1977 года, насыщенная в полном смысле слова учебой, студенческой наукой, студенческой практикой, спортом и просто молодой студенческой жизнью.
В институте учеба нам давалась легко, наверное, сказалась, во-первых, армейская и трудовая закалка и, во-вторых, самое главное, что дали нам возможность пройти подготовительное отделение и повторить заново все, что учили в школе. Многие из нас (в основном) жили в общежитии. Учились мы в городе в четырех приспособленных корпусах. На территории сегодняшнего университетского городка в 1971 году было всего три здания – это два пятиэтажных общежития на пустыре и приспособленная котельная, сегодня это автогараж. И в эту котельную в декабре 1971 года я и мои сокурсники по подготовительному отделению устроились работать кочегарами. Днем ходили на занятия, а ночью работали, печь топили углем.
Согласно учебной программе занятия на всех курсах в институте начинались с первого октября. Студенты всех факультетов в разрезе своих специальностей принимали участие во всех сельскохозяйственных мероприятиях (работах). Нас, как будущих зоотехников направляли в колхозы и совхозы на сакман, бонитировку, стрижку овец, искусственное осеменение с.-х. животных. Участвовали на уборке урожая, днем учились, а ночью работали на мясокомбинате, в студенческих строительных отрядах. Это по плечу только молодым, а рядом были наши наставники – педагоги. Мы с особой теплотой вспоминаем своих педагогов, которые вкладывали в нас свои души, они в памяти не только у меня, но и у всех моих сокурсников старших и младших курсов тех лет.
Не буду перечислять преподавателей других факультетов, но своих непосредственно с факультета назову: это выпускник Тимирязевской академии, ученик академика А.И.Николаева, проректор по учебной работе института, профессор Сатканов Эмканат Тарихович, который на 4 и 5 курсе читал курс «овцеводство», а Каиргалиев Хамит Каиргалиевич и кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Кудряков Каюм Гильмеевич с 17-летним стажем работы на производстве зоотехником и ветеринарным врачом вели практические занятия по овцеводству.
Карасаев Амирхан Атенович, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент читал нам курс по скотоводству.
Артемьев Юрий Михайлович вел занятия по зоологии. Доцент Нуралиев Маденият Мукашевич читал курс по микробиологии и был нашим деканов. Чуть позже деканом нашего факультета был назначен кандидат биологических наук Рустенов Амангельды Рустенович, и в 1977 году он нас выпускал с института.
А.Р.Рустенов вел у нас курс по свиноводству и птицеводству. Ныне доктор сельскохозяйственных наук, профессор А.Р.Рустенов в здравии и продолжает работать в ЗКУ им.М.Утемисова в г. Уральске.
Родимкина Диана Ивановна вела у нас генетику. Диана Ивановна была уникальным преподавателем, которая до мозга и костей доводила нам генетику сельскохозяйственных животных.
В тот период в институте работала Петровская Вера Анисимовна – доктор сельскохозяйственных наук, профессор, и она была единственным доктором наук в институте. Она была действительно патриотом своего дела, уже далеко в возрасте на попутных машинах вместе с нами на борту открытой машины ездила на практику и учила нас азам кормления сельскохозяйственных животных.
Нашим старшим куратором с первого курса был кандидат ветеринарных наук, доцент Аверьянов Георгий Андреевич, обучал нас он анатомии сельскохозяйственных животных. До сих пор помним занятия по биохимии доцента Михалиной Валентины Алексеевны, доцента Юрова Веналия Ивановича, обучавшего нас акушерству.
Учебная программа в течение 5 лет была поставлена так, чтобы студенты получали разносторонние знания. Изучали мы и высшую математику, который вел нам Бектурганов Каир Куракович, многогранный человек, в то время он был членом «Союза писателей СССР». Его супруга Бектурганова Надежда Джубаевна вела у нас физику, сейчас она на заслуженном отдыхе. Обществоведы: кандидат исторических наук, доцент Давлетьяров Шангерей Хамитович читал нам курс лекций по истории, а Утегенов Акмурза Утегенович практические занятия. Кандидат философских наук, доцент Шокабасов Тимеш Жиенгалиевич читал курс по философии.
Предмет «Организация сельскохозяйственного производства» вел Нугманов Кайбуш Нугманович, а экономику Бисенгазиев Мукаш Бисенгазиевич. Постигали мы азы кормопроизводства, ветеринарии, механизации сельскохозяйственного производства, строительное дело, начертательную геометрию, статистику и бухгалтерский учет, экономику и совправо. Совправо читал у нас начальник ОБХСС, фронтовик полковник Миниус Медеу Джумагельдидаевич. Досконально мы изучали агрономию и ботанику. Агрономию вел у нас Юлдашев Аскар Гумаевич.
Фронтовик, гвардии капитан, командир дивизиона катюш, кандидат химических наук, доцент Нурмагамбетов Кенжегали Аралович вел у нас химию.
В институте работала военная кафедра, готовили командиров мотострелковых взводов на БМП. Начальником кафедры в то время был фронтовик, участник Великой Отечественной войны полковник Оверченко Иван Алексеевич, который участвовал в боях в Германии и завершил войну на Дальнем Востоке с разгромом Квантунской армии. В то время все студенты, независимо служил в армии или нет, проходили обучение на военной кафедре. Офицерский состав военной кафедры были в основном фронтовики. По окончании института летом 1977 года мы прошли военные сборы в Аламединском районе Киргизии и после военных сборов нам были присвоены воинские звания лейтенантов.
Два года в институте изучали автомобильное дело и получили водительские права. Вождение мы сдавали на Газ -51, где обязательно нужно делать перегазовку. Желающие получить дополнительные знания учились на факультете общественных профессий (фотограф, музыкальные инструменты, бальные танцы и т.д.). Преподаватели кафедры физического воспитания готовили из нас физически здоровых молодых специалистов. В период обучения многие наши выпускники по различным видам спорта выполнили нормативы первого разряда, кандидатов в мастера и мастеров спорта СССР.
На нашем потоке учились студенты разных возрастов, самым старшим был Абугалиев, 1938 года рождения, ему было 34 года, а самым младшим К.Айтасов, 1956 года рождения, ему было 16 лет. Ребята в основном учились с производственным стажем, после армии. Для получения соответствующего знания и производственных навыков в институте создавались все по тем временам условия. Учились все мы в городе, но строительство запланированного городка СХИ шло полным ходом. В 1973 году был сдан корпус факультета механизации сельского хозяйства, в 1975 году было сдано в эксплуатацию общежитие № 7 (ныне № 2), и ректорат полностью переехал с города в седьмое общежитие.
В то время практиковалось защищать дипломные работы непосредственно в хозяйстве, где проводились исследования. Так, по овцеводству защиту дипломных работ проходили в бывшем совхозе имени Н.К.Крупской Каменского (ныне Таскалинского) района. Защита дипломной работы проходила в центральной усадьбе совхоза в клубе. Студенческий курс был сильным, многие наши однокурсники стали известными руководителями колхозов и совхозов, руководителями звена района, области, многие защитили кандидатские и докторские диссертации и сочетали научную работу с производством. Нельзя не сказать о том, что помогало нам по окончании института строить собственную, ни с кем несравнимую жизнь. Это, прежде всего, как мы считаем, наши родные, родители, жена и дети, наше окружение, учителя и наставники, друзья и коллеги.
Тот багаж знаний, который мы получили в стенах института, позволил сформироваться нам как личностям, специалистам, позволил применить свои знания, работая на различных участках экономики, привил способность глубже мыслить и анализировать, работать на перспективу и здесь уместно привести высказывание знаменитого Омара Хайяма еще в 10 веке:
Хоть мудрец – не скупец и не копит добра,
Плохо в мире и мудрецу без серебра.
Под забором фиалка от нищенства никнет,
А богатая роза красна и щедра….
Прочитав эти строки, убеждаешься в том, что проходят столетия, а вечные проблемы достойной жизни человека остаются.
Одной из таких проблем, которой занимались наши выпускники на селе – это было развитие животноводства, внедрение в колхозах и совхозах области в то время азов рыночной экономики коллективного и арендного подряда, внутрихозяйственного и полного хозрасчета с чековой формой взаиморасчетов, цеховой структуры управления. Это и было в советское время началом перехода к рыночной экономике.
И надо отдать должное нашим педагогам, выучившим и воспитавшим нас. И благодаря их труду и полученным знаниям, в тяжелейшие 90-е годы мы не только не потерялись, а нашли свое место в рыночной экономике. В 30-летней истории развития Независимого Казахстана, безусловно, имеется частичка и нашего труда. Работы на различных участках экономики страны не остались без следа и сегодня выпускники образца 70-х годов прошлого столетия, кто слушали лекции наставников-педагогов, по сей день работают на различных должностях экономики нашей страны и зарубежья.
Многие наши выпускники на заслуженном отдыхе, воспитывают внуков, внучек и, мысленно возвращаясь в те далекие 70-ые годы, с благодарностью вспоминают своих учителей, свой «Альма-матер». Ученый богат своими научными трудами, учениками. И здесь также хочу привести высказывание В.Н.Морленда в книге «Аграрная система мусульманской Индии»:
Тому, кто свет искал и знания постиг,
Достойный ученик нужнее всяких книг,
Я многое, постиг, но нищ учениками,
Быть может, потому, что сам я ученик…
Основываясь на эти высказывания, можно говорить, что у педагогов много рук – это его ученики, и что, работая в высшей школе, на производстве, в школе жизни, обучая молодежь, сам всегда оставался учеником.
В год 60-летия Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана с благодарностью вспоминаем своих учителей, вложивших в нас свои души, давших нам путевку в жизнь. Многих уже нет среди нас, вечного им покоя и памяти народной. Нашим учителям, кто на заслуженном отдыхе продолжают воспитывать уже правнуков, доброго здоровья и долгих лет жизни.
Хочется пожелать педагогам сегодняшнего Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана и всем выпускникам нашего университета крепкого здоровья, долгих лет жизни, благополучия, семейного счастья, творческого долголетия и процветания, а молодежи, которые сегодня учатся – успехов в учебе и молодого студенческого задора.
Балуаш ТРАИСОВ, выпускник зооинженерного факультета Западно-Казахстанского сельскохозяйственного института 1977 года, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик КазНАЕН, Каз АСХН.